Хотите заглянуть в службу ранней помощи Волгоградского ППМС-центра и его обособленных подразделений – Михайловского и Руднянского? Хотите узнать, чем занимаются специалисты служб, когда к ним приходят родители с малышами на руках или приводя с собой за ручку двух-трехлетних карапузов? Мы предоставляем Вам такую возможность !
Тихонько заглядываем в службу ранней помощи и видим трех малышей в возрасте двух лет и их мам, увлеченно беседующих со специалистом.
Специалист ведет игровой сеанс, нацеленный на развитие мелкой и крупной моторики малышей. Это будет способствовать их физическому, речевому развитию, развитию познавательных функций.
В руках специалиста – дидактическое пособие «Веселая лошадка». Такую игрушку (пособие) родители могут приготовить из бросового материала и без лишних затрат.
Для изготовления пособия необходимы материалы: втулки из картона (2 штуки), фетровая бумага, палочки, фломастеры, веревка.
Специалист показывает следующие действия: проделываем отверстия во втулках, вдеваем веревку во втулку большой длины, привязываем второй край веревки на край палочки. Второй отрезок веревки (меньшей длины) вдеваем в другую втулку (заранее разрезанную пополам).
Маленькие отрезки веревки вдеваем во втулку – ноги лошади, на них надеваем трубочки. С помощью веревки соединяем втулки между собой, надеваем на нее трубочку – это шея лошади. Сзади нижней втулки и сзади верхней втулки крепим фетровую бумагу – хвост и грива лошади. Рисуем фломастерами глаза, рот.
Специалист учит родителей использованию пособия с ребенком дома и уточняет, какие навыки он при этом развивает:
«Веселая лошадка» повышает мотивацию к познанию окружающего мира, формирует знания о домашнем животном – частях тела, движениях, как «говорит» животное, развивает координацию движений рук, зрительное сосредоточение, речь.
Для начала необходимо познакомить ребенка с данной игрушкой-лошадкой. Показать, как водить рукой, чтобы лошадь поскакала по столу, озвучивая при этом движения игрушки: «Лошадь поскакала: тыг-дык, тыг-дык и говорит: «Иго-го!».
Далее надо научить ребенка управлять игрушкой. С первого раза у него может не получиться, родители должны помочь малышу, показать, как нужно двигать рукой. Пусть ребенок сам скажет, как скачет лошадь и как она говорит».
Специалист знакомит родителей с вариантами использования пособия: 1) Игра «Скачки»; 2) Элементы сюжетной игры «Покорми»; 3) Игра «Домашнее животное – лошадь».
Морозова Эрика Фридовна – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации комитета здравоохранения Волгоградской области, заведующий детским нейрореабилитационным отделением № 1 ГБУЗ “Волгоградская областная детская клиническая больница”
Медицинская реабилитация детей, в том числе детей первых трех лет жизни, осуществляется в максимально ранние сроки от начала заболевания ребенка, когда риск развития осложнений не превышает перспективу восстановления функций и жизнедеятельности.
Медицинская реабилитация – это комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных физиологических функций организма. Реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы.
Каким детям необходима реабилитация в раннем детском возрасте?
- новорожденным и грудным детям с последствиями перинатальных поражений нервной системы;
- недоношенным, в том числе маловесным детям;
- детям с пороками развития (преобладают врожденные пороки сердца);
- после перенесенных в неонатальном периоде заболеваний (сепсис, бронхолегочная дисплазия, гемолитическая болезнь, поражения нервной системы, пневмония и проч.);
- детям с наследственными и врожденными заболеваниями (врожденный гипотиреоз, ФКУ, муковисцидоз, АДГС и т.п.).
Принципы реабилитации детей раннего возраста
- принцип комплексности – максимально широкое использование разных методов медицинского и другого характера при минимизации лекарственной нагрузки;
- максимально раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (включая маловесных недоношенных детей);
- принцип этапности (стационар, детская поликлиника, отделение (центр) медицинской реабилитации);
- индивидуальность реабилитационных мероприятий;
- непрерывность реабилитации;
- последовательность реабилитации;
- преемственность реабилитации;
- активное участие больного (в данном случае родителей), работа стационара по принципу “Мать и дитя”.
“Оздоровление часто болеющих детей в домашних условиях” от института коррекционной педагогики.