В Руднянское обособленное подразделение ГБУ Волгоградского ППМС-центра обратилась азербайджанская семья. Их сыну Руслану было около трех лет, но он еще не говорил.

На первичном приеме в Службе ранней помощи присутствовала вся семья: обеспокоенная мама, имеющая высшее образование ВолГУ, которая очень чисто и грамотно говорила на русском языке; настороженный папа, который был немногословен, он говорил по-русски лишь несколько слов, но в его взгляде читалась озабоченность и тревожность за своего сына и малыш, поведение которого характеризовалось импульсивностью, расторможенностью, отсутствием контакта со взрослыми, громкими вокализациями.

Первичная диагностика ребенка по основным линиям развития показала отставание на 4 и более возрастных периода от норм, ярко проявлялись признаки РАС. Малыш не выполнял речевые инструкции, иногда откликался на имя, порой реагировал на жесты, давал руку, махал «привет-пока» с помощью мамы, манипулировал игрушками, выстраивал их в ряд, кидал их, не подражал действиям и словам взрослых, проявлял агрессию, громко кричал.

Диагноз РАС казался родителям  страшным приговором. Специалисты службы  уточнили у мамы, на каком языке они общаются дома? Ответ:  на русском. Спустя две встречи с семьей дефектолог и  логопед провели эксперимент: составили 9 простых инструкций и  попросили маму озвучить их ребенку на родном языке. В результате малыш выполнил семь из девяти заданий. Тогда мама призналась, что в их семье они общаются на родном языке, папа очень плохо говорит по-русски, только учится. Таким образом специалистам удалось выявить особенности пассивного словаря ребенка. По результатам обследования, была составлена индивидуальная программа сопровождения семьи и ребенка, и начался длинный сложный путь преодоления.

Специалисты (дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) проводили еженедельные индивидуальные занятия с ребенком, обучающие сессии с родителями. Затем ребенок был включен в беби-группу, а родители стали членами родительского сообщества. Все это повлияло на положительную динамику в развитии малыша и семейного пространства в целом. Родители мальчика выработали единство в воспитании, стали более компетентными в вопросах развития детей с РАС.

 Большую роль в коррекционно-развивающем процессе играет отец ребенка: он не только посещает центр вместе с сыном, присутствует на занятиях, снимает на видео, как взаимодействуют специалисты с ребенком, но и занимается с ним дома. У самого папы мальчика также есть личные достижения – он освоил русский язык и активно им владеет.

В 2021 году ребенку была оформлена инвалидность, после чего специалисты РОП содействовали получению помощи ребенком в центре «Надежда», где на сегодняшний день семья несколько раз в год проходит реабилитацию на бесплатной основе.

В 2022 году изменилась семейная ситуация – родилась дочь, которая стала для старшего брата огромным стимулом, как в развитии, так и в социальном плане. Он проявляет к младшей сестре теплые чувства, любит ее, целует, помогает ей. Родители просто светятся от счастья, наблюдая, как играют вместе их дети.

В этом году Руслан планирует начать обучение в школе. В развитии ребенка проявляются следующие достижения и особенности: он отзывается на свое имя, самостоятельно выполняет задания специалиста, умеет собирать пазлы, классифицировать предметы, обобщать, в речи появились отдельные слова, словоформы. Мальчик играет в подвижные игры, любит играть в футбол с папой, знает цифры, буквы. Эмоциональное состояние дошкольника стало более стабильным, адекватным, с доминирующим хорошим настроением.

Специалистов тронули слова мамы Руслана: «Если бы не ваша помощь, я не решилась бы родить второго ребенка».

А специалисты считают, что поддержка особого ребенка родителями бесценна. Тем более это значимо, если все тяготы они делят совместно и отец берет на себя ведущую роль, позволяя маме справиться с эмоциональным выгоранием, а для своего сына быть опорой, наставником и примером.